В новое десятилетие порода вступает на подъеме популярности, которая только продолжает возрастать. Во второй половине 90-х порода становится одной из наиболее распространенных, занимает верхние точки рейтингов популярности. Бурно растет ее численность. Увеличивается поголовье длинношерстных и жесткошерстных такс, но соотношение разновидностей остается прежним. На выставках страны, в том числе и крупнейших, таксы становятся наиболее многочисленными.
 
Охотничье собаководство утрачивает монополию на породу. Ее представители начинают регистрироваться в любительских структурах, количество которых растет не по дням, а по часам. Завершается оформление «декоративного» направления в разведении такс. Сначала оно получает официальный статус, затем постепенно набирает силу и к концу десятилетия становится значительно преобладающим. Отражая социально-экономические условия страны, собаководство начинает тяготеть к западной модели, однако собственные устойчивые тенденции и традиции не позволяют принять западную модель в точной копии - она приобретает национальные черты и хаотичность, свойственную многим сферам российской жизни в эпоху больших перемен.
 
В начале 90-х начинается регистрация питомников и других кинологических структур, в которых задействованы относительно небольшие группы собаководов. Идет повальная демократизация отечественного собаководства.
 
1990-е характеризуются существованием в России трех типов питомников: частные, коллективные и хозрасчетные или акционированные на базе государственных.
 
В частных питомниках содержат сравнительно небольшое число собак, которые живут как в условиях городской квартиры, в загородных домах, так и специально оборудованных вольерах на территории загородных участков. Последнее пока могут позволить себе не многие владельцы, поскольку специально оборудованный современный питомник требует значительных средств.
 
Племенное ядро производителей в частных питомниках формируют, как правило, из импортированных собак и (или) их потомков первой генерации, что зависит от финансовых возможностей владельцев. От этих возможностей зависит дальнейшее пополнение питомника ввозными собаками. Но тогда заслуга владельцев в получении качественного молодняка сводится к нулю, так как селекционная работа подменяется финансово-организационной: сбором необходимой информации об успешно работающих с той или иной породой зарубежных питомниках, налаживанием связи с ними, сбором необходимых средств для приобретения там племенного материала, наконец, практическим осуществлением покупки.
 
Дальнейшее успешное или неуспешное функционирование импортной собаки в качестве производителя целиком зависит от качества селекционной работы зарубежного питомника, из которого она была вывезена. Конечно, нужно уметь ориентироваться в деятельности многочисленных европейских и северо-американских питомников, но для этого существует обилие справочной литературы, каталогов, информационных бюллетеней клубов, интернет и т. п. При постоянном знакомстве с подобной информацией можно получить исчерпывающие сведения о питомниках, наиболее успешно работающих в плане разведения шоу-звезд. Неудивительно, что приобретенные собаки затем, будучи представленными на выставках на своей «исторической родине», получают высшие титулы. В Финляндии - финские собаки, в Чехии - чешские, в США - американские, в Польше - польские и т. п. Но в других странах эти собаки могут высоко проходить на выставках, так как уровень селекционной работы исходного зарубежного питомника хорошо зарекомендовал себя.
 
Привезенные для широкомасштабных вязок в Россию, такие собаки коммерчески полностью оправдывают себя. Зачастую от них удается получить рад потомков первой генерации, не уступающих по качеству производителю. Но… у селекции непреложные законы. И один из них гласит, что даже очень препотентный производитель передает детям лишь часть своей препотентности. Поэтому серьезная селекционная работа должна начинаться уже с детьми импортированного производителя (а лучше - с него самого, чтобы все имеющееся поголовье в регионе и за его пределами не стало за несколько лет его потомками, лишая разведенцев возможности планомерно вести дальнейшую племенную работу). Если разведенцы хотят получить качественных собак второго, третьего и т. д. поколений, предстоит изрядно поломать голову, поскольку начинается та самая кропотливая селекция, о трудностях которой владельцы импортированных собак не задумывались, осуществляя вязки своих ввозных кобелей со всеми предложенными суками.
 
Через несколько лет оказывается, что многие дети, а тем более внуки и последующие поколения весьма далеко ушли от своего именитого предка, произошло размывание его ценных качеств, и практически ничего интересного от него не осталось. Таков уровень отечественной селекционной работы в ее массовом исполнении.
 
Владелец частного питомника, если он не дилетант и не новичок в разведении породы, не может не знать о такой участи в потомках своего хорошего импортного производителя. Поэтому он старается привезти для него соответствующих сук «не нашего» разведения. Прельщенные трудными для произношения, импозантными кличками и громкими титулами родителей, указанными в рекламе, покупатели с удовольствием приобретают щенков в таком отечественном питомнике. А дальше…
 
Они попадают в водоворот массового, «демократического» разведения, и круг замыкается. Тем более что эти потомки, как правило, экспонируются на крупных престижных выставках, обращают на себя внимание либо победами, либо объективно высоким качеством, либо тем и другим вместе взятым, что, однако, на наших выставках происходит далеко не всегда. Почему - отдельный разговор. Реклама делает свое дело, и потомки импортных собак начинают участвовать в массовом разведении.
 
Частные питомники можно разделить на две группы. Первые работают с неотечественными породами, вторые - с отечественными. Первые питомники, которые занимаются ввозом импортных собак, привыкли к их достаточно высокому качеству, и вряд ли возьмутся когда-либо за работу с производителями отечественного разведения. Собаки из таких питомников, как правило, экспонируются на многих крупных выставках и имеют высшие титулы (нередко и полевые дипломы). Импортные щенки расходятся по высоким ценам, а основным показателем их качества служит определение «импортный».
 
Таким образом, цель частного питомника - коммерческая рентабельность - достигнута. Питомник может считаться работающим успешно. Парадокс состоит в том, что при своих достижениях он крайне неустойчив. Работа данных питомников - это не селекция, а торгово-импортная деятельность. Если зарубежные питомники-поставщики вдруг откажутся по тем или иным причинам продавать собак в Россию или сильно поднимут цены на них, что сделает этих собак недоступными сразу многим российским питомникам, входящим в названную группу, они прекратят свое существование. Наконец, может измениться таможенная политика России, что также болезненно отразится на возможностях импорта племенного материала. Поэтому российские питомники указанной ориентации при внешнем процветании зависят от условий импорта. Это - их ахиллесова пята. Поскольку нет серьезной, долговременной, кропотливой селекционной работы, отбракованного молодняка, нет необходимой черновой работы. Нередко от «не оправдавших» себя собак избавляются, так же как и от чрезмерно интенсивно использованных производителей, крови которых уже более никого не интересуют. Их место занимают другие, более ценные в смысле новизны кровей. производители, и расчет на их «окупаемость» оправдывается. Бизнес есть бизнес, на чем (или ком) бы он ни делался, а любая иностранная порода только выиграет от наличия в ней собак из страны-заводчицы или других стран с высоким уровнем развития кинологии. Откуда еще, как не из-за рубежа привозить представителей новых для России пород? Но…
 
Вернемся к некой легковесности в работе наших частных питомников, сформированных из импортных производителей. Казалось бы, их деятельность полностью копирует работу западных питомников. Та же активная выставочная деятельность с целью рекламы имеющихся в активе многих высших международных титулов и как результат - неплохой сбыт щенков по высоким ценам. То есть искомая коммерческая рентабельность, без которой питомник превращает существование, достигнута. Да, на Западе рыночные отношения сложились давно, а потому работают там питомники (одной породы) в условиях высокой конкуренции.
 
Что же составляет суть этой конкуренции на Западе и почему одни питомники котируются и процветают многие годы, а другие быстро сходят на нет? Чем выше качество получаемого молодняка, тем выше на него спрос. Чем выше априорная гарантия этого качества, тем выше котируется питомник. А что лежит в основе гарантии? Исключительно устойчивая, сильная положительная наследственность производителей питомника. На создание такой наследственности уходят годы и десятилетия, а за плечами владельцев стоит огромный труд со всеми сложностями и противоречиями работы, которая носит название «селекция собак». Почему, например, вот уже столько лет гремит по миру слава немецкого питомника фокстерьеров «Бисмаркквелле»? Да потому, что само название его стало ассоциироваться с знаком качества собак. Почему в Европе высоко котируется венгерский питомник такс «Чоколат»? Потому что собаки его разведения в первую очередь известны своей препотентностью и победами на международных выставках. Это и есть класс селекционной работы.
 
Безусловно, слава - удел не только давно работающих западных питомников, имеющих столь высокую репутацию. Создаются там и новые питомники. Они формируются, как правило, из собак наиболее известных и престижных питомников породы: кто же будет начинать коммерческое дело на плохом или непроверенном племенном материале? И приобретенные собаки, а так же их прямые потомки, выступаю от вновь созданного питомника, могут высоко пройти и проходят на крупных выставках. Тогда говорят, что новый питомник хорошо заявил о себе.
 
А что дальше? Дальше начинается работа по созданию своих производителей ответствующего качества, для чего ведется серьезная селекционная деятельность. От профессионализма и знаний владельца нового питомника зависит, станут ли его собаки конкурентоспособными в среде лучших или качество первоначальных производителей поддерживать и улучшать не удастся. Если произойдет второе, питомник прогорит. Вот и вся арифметика.
 
Ощутимая разница в деятельности западных частных питомников и наших, укомплектованных импортными производителями, налицо. Такую же разницу можно проследить и при сравнении с русскими питомниками до 1917 года. Естественно, племенной материал для формирования питомника ввозили из стран-заводчиц или экспортеров пород. Вспомним крупнейшего в России заводчика фокстерьеров Константина Андреевича Бено. Основу его питомника составили собаки, выписанные из наиболее известного английского питомника породы, принадлежавшего ведущему заводчику Ф. Редмонду. Выписывал собак К. А. Бено из Германии, где порода к тому времени (конец XIX века) достигла высокого уровня. Дальше Константин Андреевич занимался собственным разведением, стремясь совершенствовать качества исходных собак, в чем преуспел немало. Об этом свидетельствовали победы получаемых им фокстерьеров на испытаниях и выставках, причем под немецким и, в первую очередь, английскими судьями. (Таня, Мб здесь должно быть так: … получаемые его фокстерьерами…?) Или питомник такс «Нева» г-жи Думстрей, основу которого составили собаки, вывезенные из Германии. Так что традиции в этом деле российское собаководство имеет.
 
В менталитете российского человека, хочет он того или нет, вращается ли он в рыночных отношениях или существует при жестком тоталитарном режиме, живет ли при монархическом строе или в условиях развитого социализма, заложено начало некоей общей выгоды, общего дела, желание разделить собственные успехи. Недаром на Руси всегда недолюбливали людей, которые, как говорится, тянут одеяло на себя. Точнее всего это качество определил один из героев знаменитого фильма «Белое солнце пустыни»: «За державу обидно».
 
Когда обидно за державу владельца частного питомника (если он мыслит профессионально и широко) не все равно, как развивается «его» порода помимо питомника, что будет с потомками приобретенных им собак, когда они «вольются» в массовое разведение и, скорее всего потонут в нем, если порода сравнительно многочисленная. Владельцы питомников вновь ввозимых, новых для России пород, не могут с безразличием наблюдать, как стремительно деградирует порода, казалось бы, совсем новая, «начатая» с отличных импортных производителей. Ах, это массовое разведение, не подчиняющееся никаким правилам, кроме «как хочу, так и ворочу» и «хозяин-барин». При такой постановке вопроса сколько пород уже существенно снизили уровень по сравнению с первыми, исходными производителями. Вряд ли такое разведение можно назвать разведением. Это всего лишь размножение собак…
 
Однако есть у нас и другого рода питомники, работающие с неотечественными породами ( как правило, со сравнительно долгой традицией разведения в нашей стране) и делающие ставку на российское разведение. Небольшой количественный состав их, как правило, укомплектован потомками первой-второй генерации от импортных производителей. Средствами для приобретения собак из западных питомников такие владельцы не располагают, потому основу их разведения составляет, как правило, один, редко два более или менее удачных сына от ввозного отца. Этот сын (сыновья) широко рекламируется на шоу-выставках и столь же широко предлагается для вязок. Кобель используется со всеми суками без разбора, лиш бы их приводили, и качество молодняка владельца не занимает.
 
Внутри питомника предпринимаются попытки заниматься отечественным разведением породы, работать с потомками ввозного кобеля второй-третьей генерации. Но попытки эти зачастую беспомощны, что происходит в силу нескольких причин. Во-первых, питомники в нашей стране возникли не на пустом месте - им в наследство достался племенной материал, полученный в эпоху «допитомникового» разведения. В породу «такса» - материал низкого качества (базовые причины тому знакомы читателю). В Москве он получил название «московская массовка». Эта массовка представляла собой одну огромную генеалогическую группу - все собаки имели сходное происхождение. Вполне понятно поэтому стремление некоторых владельцев вновь организуемых частных питомников приобретать для разведения кобелей хотя бы «полукровок». Но все равно, матери-суки были представителями все той же массовки, с рядом генетически закрепленных серьезных дефектов.
 
Во-вторых, регистрация питомников в нашей стране началась на период написания книги недавно - с первой половины 1990-х годов. Владельцами многих из них становились люди, взявшие собак в те годы, то есть разведенцами становились собаководы с минимальным стажем и опытом работы с породой. Конечно, владельцами питомников становились и серьезные заводчики, знающие породу и умеющие заниматься ее разведением. Но обычно во главе частных питомников оказывались люди начинающие. Некомпетентность и дилетантство продолжали свое шествие в нашем собаководстве.
 
В-третьих, характерно ложное понимание сути слова «питомник». В большинстве случаев оно трактуется как престижное занятие, связанное с элитарной, эксклюзивной деятельностью, покрытой налетом загадочности и некоего таинства. Известен феномен новой игрушки: она кажется самой интересной и притягательной до тех пор, пока… ею не наиграются. Внешнее сходство питомниковой деятельности с западной, иллюзия приобщения к мировому собаководству, суета вокруг долгой и трудной реализации щенков (преимущественно через Птичий рынок), охаивание «на ушко» всех щенков «кроме» - все это игра, не имеющая ничего общего ни с сутью питомникового разведения, ни с цивилизованным собаководством.
 
Хотя есть серьезные владельцы питомников, далекие от веселых игр в собаководство и занятые профессиональным разведением. Но их пока немного. Очевидно, должно пройти время, чтобы наши «игральщики» наконец поняли, что такое настоящая конкуренция, что ее нельзя «объявить» вместе с открытием регистрации питомников и что она не имеет ничего общего ни с толканием друг друга локтями. ни с кулуарной борьбой за первые места своих производителей на выставках и за вязки хоть бы с кем. Суть конкуренции между питомниками всегда состояла и состоит в гарантии качества предъявленного к продаже молодняка, его последующих успешных выступлениях на выставках и (или) в поле и, конечно, стойкой наследственностью племенных производителей, что в конечном итоге и есть истинная проверка качества собак. Таким образом, всесторонней проверке подвергается наследственность собак, ее положительная устойчивость, сформированная в питомнике, откуда собака родом. Если собака не конкурентноспособна на выставках и (или) в поле. дает малоинтересное потомство, то в питомник, откуда ее взяли, во второй раз не обратятся. И никому не посоветуют.
 
Частные питомники, работающие с отечественными породами, находятся в несколько ином положении. Во-первых, интерес к национальным породам в России и за ее пределами стремительно растет, и это в большой степени определяет спрос на щенков. Во-вторых, для формирования питомника хорошими кровями владелец питомника должен знать всю породу по России в целом. Если же он довольствуется малым и регистрирует питомник из своих собственных двух-трех сук, то качество «продукции» будет зависеть от подбора кобелей и отбора продаваемого молодняка. Грамотная селекционная работа сейчас как воздух необходима отечественным породам - у них большое будущее.
 
Рентабельность частных питомников отечественных и неотечественных пород зависит сегодня только от их «стоимости». Ни для кого не секрет, что есть породы дешевые и дорогие. Охотничьи Собаки никогда не были дорогими, и владелец частного питомника такс (если он занимается специально таксами), как правило, имеет основной, не связанный с питомником источник дохода. Существуют понятия «коммерческая» и «некоммерческая» порода. Шарпеи наряду с остальными экзотами стоят дорого, и при хорошем спросе на щенков из питомника он может составить основной источник дохода для владельцев. Но это до тех пор, пока будет держаться мода на новую экзотическую породу, то есть когда берут любых щенков независимо от качества. Этим нередко пользуются коммерсанты от собаководства, привозя из-за рубежа бракованный молодняк, приобретенный по низкой цене.
 
При падении спроса на породу в силу вступает объективный закон конкурентоспособности питомника, то есть распродаваться будут только лучшие собаки с гарантированной наследственностью. Таким образом, истинная конъюнктура рынка в отечественном собаководстве далека от своего формирования. Но сеть частных питомников, в том числе питомников такс, в Росси создана в 90-е годы, и будущее покажет, кто из владельцев встанет на правильный путь, а кто будет продолжать заниматься играми и развлекать окружающих.
 
Коллективные питомники - это объединения владельцев собак той или иной породы, представляющие собой не коммерческие структуры, а общественные организации. Коллективные питомники - переходная форма от секций собаководства к питомникам частным. Такая форма деятельности, как коллективный питомник, является, как правило, результатом недостатка финансовых средств для организации крупного частного питомника, а также следствие неразработанности или отсутствия законодательной базы в вопросах налогообложения, приобретения земли, недвижимости и т. п.
 
Коллективные питомники условно можно разделить на две группы. Первая явно тяготеет к доперестроечным секциям и напоминает аморфную структуру. звенья которой не сцементированы ни неформальными документами, ни наличием удиных, принятыми всеми членами критериев разведения, ни серьезным отбором. Как правило, отсутствуют долговременные планы племенной работы и ее желаний и взглядов. Руководство при этом не может проявлять принципиальность, поскольку заинтересовано в росте числа членов своей структуры, которые платят взносы.
 
При такой постановке вопроса питомник готов принять и принимает всех представителей породы, независимо от их качества, в том числе без родословных документов, и незамедлительно включает в разведение, особенно сук. Потомкам выдают неполные родословные. Такие собаки используются в дальнейшем размножении.
 
Вопросы вязок кобелей решаются руководством питомника, от субъективизма которого во многом зависит подбор пар. Руководство зачастую напоминает бюро бывших секций, где формирование пар нередко решалось голосованием при простом большинстве. Проблема ответственности руководства питомника при этом отсутствует.
 
Питомник в меру сил ведет выставочную (и полевую), а также рекламную деятельность. В его составе волею судеб могут оказаться неплохие собаки, возможно, и западного разведения. Однако в силу примитивности племенной работы значимого следа эти собаки, как правило, не оставляют, если только их кровями не воспользуются другие более грамотные разведенцы, в другом питомнике или кинологической структуре. Коллективные питомники указанного типа в лучшем случае не оказывают влияния на породу, в худшем - понижают уровень качества доступного им поголовья. Существование их зачастую недолговечно, так как любые трения в руководстве приводят к распаду структуры.
 
Другая группа коллективных питомников более приближена к питомникам частным, заинтересованным в качестве своей «продукции». Это качество находится в прямой зависимости от ряда важных факторов: профессионализма и опыта руководства, его принципиальности, стажа работы питомника, наличия у него долговременно, перспективной племенной политики, стратегии и тактики разведения, устава, требованиям которого добровольно подчиняются все члены коллектива, серьезного отбора собак в питомник. При наличии этих факторов работа коллективного питомника может быть очень успешной.
 
Коллективные и частные питомники имеют ряд существенных различий, но и общих проблем. Так, коллективный питомник может позволить себе работать с крупной группой собак (более пятидесяти особей и выше). тогда как владельцы частных питомников имеют значительно меньшие возможности. Но в коллективе собаководов за каждой собакой стоит конкретный человек, для которого его питомец - лучший в мире. Это создает определенные сложности при отборе собак в племенное ядро питомника. Владельцев кобелей зачастую трудно «уберечь» от нежелательных вязок, потомство от которых будет заведомо плохим. Хозяин частного питомника волен сам распоряжаться племенной «судьбой» своего кобеля, и, если человек имеет собственные взгляды на развитие конкретного поголовья, он будет отказываться вязать своего кобеля с суками, имеющим заведомо порочный экстерьер или наследственность.
 
Общих проблем у частных и коллективных питомников тоже довольно много. Это проблема импорта (есть коллективные питомники, которые так же, как некоторые частные, комплектуют свой состав из импортированных собак) и качества отечественного разведения, компетентности и профессионализма руководства или владельцев питомника, повышение конкурентоспособности собак на выставках (и в поле), уровень хендлерства, объективность оценки собак на выставках, общие проблемы развития породы и т. п.
 
В зависимости от целей и качества работы, коллективный питомник может оказывать сильное воздействие на породу, или быть безразличным для нее. В качестве примера положительного воздействия можно привести коллективный питомник керри-блю-терьеров «Айриш Хиппи», который успешно работает в Москве с середины 1970-х годов Питомнику принадлежит заслуга в формировании устойчивой наследственности у собак отечественного разведения. Правда, сегодня он не называется питомником.
 
Коллективный питомник охотничьих такс «Новик-Арбат» ставит перед собой какодну из важнейших ту же задачу. К 2002 году питомник работает двенадцать лет - с 1990 года. И хотя выполнение задачи по формированию устойчивой положительной наследственности весьма растяжимо во времени, тем не менее собаки разведения этого питомника ежегодно, начиная с 1993 года, получают высшие титулы на крупнейших выставках России и стран СНГ.
 
Питомник «Новик-Арбат» основывается на том. что широко пропагандировать на выставках можно только собак с устойчивой положительной наследственностью. закрепленной в целом ряду поколений при целенаправленном отборе и вдумчивом подборе. Только тогда собаки питомника смогут положительно воздействовать на поголовье породы в ее массе, создадут резерв племенных производителей высокого качества для обновления и улучшения поголовья не только в московском кинологическом центре, но по России в целом. Это задача, которую при желании могут решать другие коллективные питомники и клубы. На стыке веков из отечественного собаководства изымается название «коллективный питомник». Структурам с такими названиями предложено называть себя клубами.
 
Третью группу, самую малочисленную, составляют питомники, которые раньше можно было бы назвать государственными. Это питомники, учрежденные государственными органами, федеральными или региональными, в том числе и работающие в условиях хозрасчета и как государственные акционерные общества. Примером такой структуры может служить Удмурдский питомник западно-сибирских лаек.
 
«Полугосударственные» питомники в данный момент могут существовать в нашей стране, опираясь на разведение только пользовательских пород.
 
Ситуация в собаководстве, в частности в разведенческом деле, создании питомников довольно точно отражает общие тенденции в сфере экономики и законодательства, существующие в стране. Наиболее успешно развиваются структуры, связанные с импортом. Питомники, которые строят работу на ввозном племенном материале, играют позитивную роль - их деятельность позволяет значительно расширить круг пород, разводимых в России, способствует появлению в нашей стране высококлассных собак западного разведения и дает наглядный пример тому. что собаководство - это не только сфера профессиональной и любительской деятельности, но оно может рассматриваться как часть рыночной экономики, быть рентабельным. Вместе с тем именно это направление в работе питомников уязвимо, так как строится на экстенсивной основе, использующей сиюминутную конъюнктуру рынка и полностью зависящей от западного племенного материала.
 
Питомники такой направленности не только находятся в зоне высокого экономического риска, но и по большому счету они не ставят целью создание экономической основы для селекционной работы.
 
Коллективные питомники, в отличие от частных, зачастую будучи менее рентабельными, вовлекают в свою деятельность значительно более широкий круг собаководов. поэтапно формируя круг квалифицированных знающих разведенцев и вводя их в круг рыночных отношений. То есть в целом, несмотря на несколько более аморфную форму по сравнению с частными питомниками. как это ни покажется парадоксальным, коллективные питомники в большей степени работают на создание профессиональной и экономической базы отечественного собаководства, так как именно они влияют на формирование этой базы.
 
Государственные питомники, невзирая на малочисленность. не утратили своего значения. В наше время в их рамках наиболее цивилизованно ведется селекционная работа, поскольку там собраны наиболее квалифицированные специалисты со времен СССР. Кроме того, государственные питомники должны стать базой, на которой строится государственная политика в сфере собаководства. Наше государство имело такую политику и должно сейчас восстанавливать на качественно новом, современном уровне с учетом рыночных отношений. Но касаться это будет в первую очередь пользовательных (промысловых, служебных) собак.
 
Главная суть сказанного в том. что сейчас в нашей стране востребованы все три формы питомников, которые сегодня не столько конкурируют друг с другом, сколько могут рассматриваться как первые кирпичи в фундаменте будущего здания рыночного российского собаководства со всеми его особенностями и национальными традициями.
 
Таксы. Москва, «Аквариум», 2004